Финансы,
17 июля 2000 г.
Особенности деятельности и налогообложения обществ взаимного страхования 1296 просмотров
Одной из проблем, рассматриваемых при доработке II части проекта Налогового кодекса РФ, является налогообложение операций обществ взаимного страхования. Несмотря на то, что пока число таких обществ относительно невелико, в ближайшее перспективе отсутствие необходимой регламентации их деятельности может создать значительные сложности как для самих обществ, так и для контролирующих органов.
В современной России базой для возникновения обществ взаимного страхования (далее — ОВС) служит ст. 968 “Взаимное страхование” Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившая в силу с 1 марта 1996 г. Согласно указанной статье, для регистрации ОВС Гражданский кодекс РФ (далее — ГК) не ставит необходимым условием принятие специального закона о взаимном страховании, однако “особенности правового положения и условия их деятельности” должны определяться именно этим законом в соответствии с п. 2 ст. 968 ГК. Несмотря на то, что до настоящего времени Закон “О взаимном страховании” не принят (хотя работа над его текстом ведется достаточно активно), множество ОВС уже зарегистрированы и осуществляют свою деятельность. Что же представляют собой ОВС сегодня? Ст. 968 ГК гласит, что “граждане и юридические лица могут страховать свое имущество и иные имущественные интересы, указанные в пункте 2 ст. 929 ГК, на взаимной основе путем объединения в обществах взаимного страхования необходимых для этого средств”. В п. 2 ст. 968 определено, что если ОВС “осуществляет страхование имущества и иных имущественных интересов своих членов”, то оно должно быть создано в виде некоммерческой организации, деятельность которой регулируется законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”. Таким образом, ГК не требует наличия лицензии на осуществление страховой деятельности, если ОВС “осуществляет страхование имущества и иных имущественных интересов своих членов”, то оно должно быть создано в виде некоммерческой организации, деятельность которой регулируется законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”. Таким образом, ГК не требует наличия лицензии на осуществление страховой деятельности, если ОВС — некоммерческая организация, которая страхует исключительно своих членов. Но вместе с тем ограничивает перечень рисков, которые в соответствии с п. 1 ст. 968 ГК могут осуществлять ОВС, а именно — страхование только рисков, указанных в п. 2 ст. 929 ГК: 1) риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (ст. 930 ГК); 2) риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам — риск гражданской ответственности (ст. 931 и 932 ГК); 3) риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов — предпринимательский риск (ст. 933 ГК). Вместе с тем, по имеющейся информации, на практике ОВС проводят не только указанные операции, но и страхование жизни, медицинское страхование и другие операции, не предусмотренные п. 2 ст. 929 ГК, но указанные в учредительных документах ОВС. (Не исключено, что это осуществляется в целях ухода от уплаты налогов с помощью “зарплатных” схем.) Однако в п. 3 ст. 968 ГК указывается, что “правила, предусмотренные настоящей главой (т.е. главой 48 “Страхование” ГК), применяются к отношениям по страхованию между обществом взаимного страхования и его членами, если иное не предусмотрено законом о взаимном страховании, учредительными документами соответствующего общества или установленного им правилами страхования”, где под правилами понимаются отношения между страхователем и организацией, осуществляющей страхование, а не перечень рисков, страхование которых может осуществлять ОВС. Поэтому ОВС может осуществлять страхование только тех рисков, которые указаны в п. 2 ст. 929 ГК. Согласно ГК, страхование ОВС может осуществляться “непосредственно на основании членства, если учредительными документами не предусмотрено заключение в этих случаях договоров страхования”. Гражданское законодательство не требует получения лицензии на страховую деятельность для ОВС, если оно представляет собой некоммерческую организацию и осуществляет страхование только своих членов. Однако, осуществляя страховую деятельность без лицензии, ОВС не может являться страховщиком, так как в соответствии с ст. 6 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 “Об организации страхового дела в Российской Федерации”, “страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации”. Данную позицию подтверждает и ст. 938 ГК, в которой указано, что “в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида”. Отсюда следует, что, не являясь страховщиками, ОВС не попадают под надзор департамента страхового надзора Минфина России, не имеют ограничений на размещение страховых резервов, на них не распространяются требования по поддержанию своей платежеспособности, обязательства по публикации отчетности и получения аудиторского заключения. Однако подобные “льготы” имеют и отрицательную сторону. Не являясь страховщиком, ОВС не подпадают под действие Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденного Постановлением Правительства от 16 мая 1994 г. № 491. Это означает, что ОВС не может уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму отчислений в страховые резервы, а также на суммы выплат своим членам при наступлении страхового случая. Поскольку ОВС являются некоммерческими организациями, облагаемая база при исчислении налога на прибыль будет определяться у них в виде разницы между доходами, полученными от предпринимательской деятельности, и расходами, определенными в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования, утвержденном Постановлением Правительства от 5 августа 1992 № 552. А страховые взносы по договорам страховании являются доходом от предпринимательской деятельности для ОВС. Ряд экспертов обращают внимание и на следующее обстоятельство. Согласно ст. 938 ГК “в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющее разрешение (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида”, а ст. 929 ГК определяет договор имущественного страхования как соглашение, в котором “одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки”. Таким образом, заключать договор имущественного страхования в соответствии с ст. 929 могут только страховщики, которыми ОВС не являются. Неоднозначно рассматривается и вопрос об обложении подоходным налогом выплат, осуществляемых ОВС физическим лицам. В пункте “ф” ст. 3 Закона РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц” не облагаются суммы страховых выплат физическим лицам “по договорам добровольного имущественного страхования и страхования ответственности в связи с наступлением страхового случая”, но по ст. 9 Закона “Об организации страхового дела в Российской Федерации” “страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам”. С учетом изложенного, ряд специалистов считают, что страховая выплата определяется законодательством как обязанность страховщика, а ОВС не является страховщиком. Поэтому выплаты, которые будет производить ОВС физическим лицам, должны полностью облагаться подоходным налогом, а действие пункта “ф” на выплаты, осуществляемые ОВС, не распространяется. Следует отметить, что в соответствии со ст. 967 ГК ОВС не может передавать и принимать риски в перестрахование, так как “риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, принятый на себя страховщиком по договору страхования, может быть им застрахован полностью или частично у другого страховщика (страховщиков) по заключенному с последним договору перестрахования”. Вместе с тем без перестраховочной защиты в современных условиях деятельность по принятию рисков вряд ли возможна. Авторам не известна арбитражная практика по вопросам функционирования ОВС. Но, как следует из изложенного в настоящей статье, вопросы деятельности обществ взаимного страхования отражены в законодательстве недостаточно полно. Наиболее эффективно проблема возможных конфликтов может быть решена в случае принятия специального закона о деятельности ОВС и внесении изменений в действующие налоговые акты.
В.А.СУХОВ, кандидат экономических наук, А.Г.ХУТОРЕВ
Вся пресса за 17 июля 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Налоговый климат, Взаимное страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|